Последние Статьи
Сварочные трансформаторы для электродуговой сва ...»
Несколько упрощая, можно сказать, что плазма об ...»
Сварочный трансформатор содержит в себе силовой ...»
Сварочный трансформатор преобразует сетевое нап ...»
Плазменная резка получила широкое распространен ...»

Как правильно выбрать шлифмашинку?

Как правильно выбрать шлифмашинку?

Отшлифовать либо состарить деревянную поверхность, снять лакокрасочное покрытие, удалить ржавчину, сточить заусенцы, затереть шпаклёвку, эффективно обработать пластик, отполировать камень - всё это и, кстати, многое, и многое другое под силу современным шлифовальным машинам. Итак, мы предлагаем Вам громкий лозунг: «Выбирайте шлифмашину с нами, выбирайте как мы, выбирайте гораздо лучше нас!»

Отшлифовка. Данный процесс у большинства вызывает неприятные ощущения, даже при одном упоминании о нём. Что тут скажешь, отшлифовка - операция однообразная, трудоёмкая, кропотливая, пыльная, иногда громкая, немножечко вредная, хотя, к сожалению, неизбежная. Современные требования к отделочным работам достигли небывалых высот, никто уже не ставит под сомнение факт, что плоскости просто обязаны быть безупречно ровными и гладкими. Финишные высокотехнологичные покрытия всё больше стремятся к тонкослойности и только подчёркивают пробелы основы. Даже укрупнённые, с готовым декоративным покрытием листовые строительные материалы приходится соединять, после чего следует заделка/шпаклевание либо герметизация шва с дальнейшим шлифованием. Отечественные строители-отделочники и цеховики (компании-изготовители мебели, «столярки», изделий из камня, объёмных полимеров, металла) медленно, но уверенно привыкают к новым эталонам качества, неизвестным раньше.

К счастью, материальная часть отстала ненадолго: справиться с поставленной задачей рабочему люду помогает узкоспециализированный, относительно недорогой инструмент - всемогущие шлифовальные машины, без которых нам уже просто не обойтись. В прошлом остался до боли знакомый наждак, закреплённый на деревянном бруске, либо зажатый в руках. Передовики капиталистического производства выдали на-гора много, невероятно много замечательных профессиональных агрегатов для шлифования, рассчитанных практически на все случаи жизни, не обделив вниманием и домашних мастеров - любителей создавать что-либо собственными руками. Разобраться в достаточно широком ассортименте шлифмашин и сделать грамотный выбор на самом деле не трудно, главное знать, для чего именно используется конкретно взятый инструмент, а также ясно понимать, какие задачи Вы будете ставить перед шлифмашиной.

Принято различать три основных типа шлифовальных машин: ленточные, эксцентриковые (орбитальные), плоскошлифовальные (вибрационные). Все они имеют свою специализацию и образуют оригинальный каскад возможностей, направленный от быстрой грубой обработки до деликатного финишного шлифования. Многие из тех, кто «по долгу службы» плотно связан со шлифованием, имеют в своём арсенале полный комплект инструмента этого класса. Ленточные шлифмашины - тяжёлая артиллерия для снятия крупных слоёв с обширных плоскостей. ПШМ ориентированы на финишную обработку. А ЭШМ способны давать ещё более качественный результат, граничащий с полированием, хотя, по сопоставлению с вибрационными машинами, они имеют иной принцип работы и другую начинку.

Ленточные шлифовальные машины

Выше мы неосмотрительно назвали ленточную шлифмашину тяжёлой артиллерией, на самом деле уместнее было бы сказать «танк». Рабочий элемент этого отлично узнаваемого инструмента - абразивная лента, склеенная в виде бесконечного кольца, которая перемещается по двум концевым роликам и отчётливо напоминает трак гусеничной машины. Такие аппараты относительно мощные, они обладают относительно простой и очень надёжной конструкцией (угловой редуктор плюс клиноременная передача), низким центром тяжести, внушительной скоростью движения абразивного материала. При помощи ленточной шлифовальной машины можно легко снять слой материала в несколько миллиметров, сделать на заготовке кромку либо закругление, удалить старое лакокрасочное покрытие либо ржавчину. Ей подвластны: дерево, металл, полимеры, минеральные строительные материалы… Очистить от краски полы - да, подкорректировать строганный брус - пожалуйста, выровнять с браком шпаклёванную стену - без каких-либо проблем. Но стоит понимать, что высокая эффективность является не лучшим другом качества, непременно будут царапины и раковины. Для финишного шлифования нужно будет применить орбитальную либо плоскошлифовальную машину.

Не секрет, что на эффективность электрического инструмента прямо пропорционально оказывает существенное влияние потребляемая мощность его мотора - чем она выше, тем больше мы можем выжать из строго определенного аппарата. В случае с ЛШМ у покупателя есть возможность выбирать из моделей с мотором от 0,5 до 1,2 кВт.

Обратите внимание, что инструмент китайских торговых марок нередко заявляется с завышенными показателями мощности мотора, либо, если там действительно имеются озвученные ватты, то они не сбалансированы с остальными характеристиками агрегата. Высокой мощностью хвалятся те компании-изготовители, которым показать больше нечего, кроме разве что большого веса и громоздкости «непривзойденного» изделия.

Дальнейшая, значимая для ленточной шлифовальной машины характеристика - это скорость. Видимо, что её тоже необходимо учитывать, для определения возможностей инструмента. Быстрая машинка и сделает больше, хотя вот придавить её не удастся, на тот случай, если выдающаяся скорость не будет подкреплена добавочной мощностью. Всему виной пресловутый крутящий момент, который говорит, что чем больше скорости у инструмента, тем меньше ему остаётся силы. Ответственный производитель скрупулезно балансирует эти показатели, делает их взаимно изменяемыми, за что иногда полностью отвечает умная электроника. Скорость движения ленты в этих шлифмашинах может находиться в пределах 150-550 метров в минуту.

Может появиться вопрос, а для чего вообще выпускать юркие, однако, сравнительно слабомощные ЛШМ? Просто сверхпроизводительная (быстрая и одновременно мощная) машина сложнее управляется, она тяжелее, крупнее, подороже. Ею, при избыточном нажатии, легко испортить заготовку. В свою очередь маневренными скоростными легковесами удобно в короткие сроки, часто «по месту», обработать поверхность огромной площади. На тот случай, если Вы ещё не знаете, какие нагрузки ждут шлифмашину - выбирайте более неторопливую модель, на которую можно слегка надавить, поэтому она будет более многофункциональной. Ещё многограннее являются ЛШМ с возможностью предустановки скоростного режима (Sparky MBS 976, DeWalt DW433). Среди них есть варианты с плавными либо ступенчатыми регулировками.

Самое время сказать и об электронных системах, которые помогают в работе ленточными шлифмашинами. Эти машинки небогаты на электронную начинку, по сопоставлению с прочими видами электрических инструментов. Всё традиционно ограничивается регулированием скорости движения ленты. Переключатель, отвечающий за эту функцию, выполняется в виде ползунка либо колёсика с делениями. Есть модели с защитой от перегрева (Метабо BAE 75). С некоторой натяжкой сюда можно отнести функцию фиксации пусковой кнопки во включенном положении.

Куда увлекательнее дело обстоит с механическими «наворотами». В комплекте может идти подставка или же особые струбцины, предназначенные для стационарного крепления инструмента (весьма комфортно для обработки мелких деталей). Шлифовальная рама служит так сказать ограничителем, который помогает избежать повреждения заготовки. Параллельный либо угловой упор сгодится для получения точного скоса либо ровной параллельной поверхности. Тонкий передний ролик в некоторых ЛШМ (Black&Decker KA88) имеет малый диаметр, что разрешает до минимума уменьшить мёртвую зону во внутренних углах. Автоматическая центровка ленты (хитроумная бочкообразная форма одного из роликов) не позволяет последней предательски сползать в самый неподходящий момент. Добавочная рукоятка с изменяемым наклоном либо съёмная существенно увеличит функциональность машинки в «зажатых» местах - иногда ощутимо.

Отдельное внимание стоит уделить размерам рабочей плоскости - подошвы, соответственно, длине и ширине ленты. Широкие подошвы (100 мм) характерны для сильных профессиональных моделей, благодаря чему они становятся более стабильными и продуктивными. Класс «хобби» традиционно ограничивают 75 миллиметрами. Длинная и широкая подошва дорогих ЛШМ имеет сложную конструкцию, состоящую из подложки и упругой пластины, что позволяет иметь непрерывный равномерный контакт наждака с деталью, такой инструмент отлично «держит плоскость». Необходимо упомянуть и «ленточки» с узкой оснасткой - это так называемые «электронапильники», которые не отличаются большой мощностью и универсальностью, хотя спецы ценят их за невиданную компактность (к примеру, Makita 9032 с лентой шириной всего 9 мм).

Система пылеудаления есть во всех ленточных агрегатах, хотя не во всех она функционирует одинаково результативно. Борьба с пылью ведётся или при помощи подключаемого через патрубок пылесоса, или сбором её в мешок, встроенный фильтр. Естественно, пылесос предпочтительнее, особенно при шлифовке минеральных оснований. В сверхдешёвых моделях крыльчатка, отвечающая за всасывание воздуха, со своей функцией не справляется, каналы стремительно забиваются, в воздухе остаётся много вредной «муки».

Плоскошлифовальные (вибрационные) машины

На тот случай, если брать во внимание чистоту обработки деталей, то плоскошлифовальные агрегаты занимают промежуточное положение между ленточными и орбитальными. С их помощь осуществляют финишное шлифование плоских поверхностей, исполненных из самых разнообразных материалов - пластик, древесина, камень, металл… Благодаря относительно большой рабочей плоскости ПШМ пригодна для работы с серьёзной квадратурой. Секрет популярности вибрационных шлифмашин кроется в их умеренной стоимости, доступности элементов оснастки, а также в отсутствии мёртвых зон обработки (плоская вынесенная подошва легко обрабатывает углы).

Основной рабочий орган плоскошлифовальной машины - это плита, которая с маленькой амплитудой делает частые возвратно-поступательные движения. Мотор в таких машинах располагается вертикально, что даёт возможность при помощи тандема «эксцентрик-противовес» вращательные движения вала перевести в поступательные движения платформы.

Множество вибрационных шлифмашин традиционно могут похвастаться мотором мощностью в пределах 150-300 Вт, они достаточно маневренны, в меру легки и суперкомпактны. Подобного уровня силовой установки фактически всегда достаточно. Но такое единомыслие производителей было бы, по меньшей мере, необычным - существуют модели мощностью до 600 Вт (Makita 9046). Они, естественно, тяжелее и крупнее, хотя могут подолгу без перегрева выполнять работу на малых скоростях.

Главнейшим показателем ПШМ является амплитуда хода подошвы. В самых различных моделях она может разниться, правда неизменно является относительно малой величиной. В среднем по классу платформа совершает перемещения на 1-3 мм, в более подвижных моделях могут фигурировать цифры 5-6 мм. Большая амплитуда помогает быстрее отшлифовать поверхность, хотя такая обработка вместе с тем будет и более грубой.

Ещё один нюанс - это частота хода подошвы. На высокой скорости машина стремительно снимает относительно более толстый слой, а при меньшей частоте проще добиться точного финишного шлифования. Некоторые компании-изготовители делают частоту движения платформы изменяемой, превышая отметку 20000 ходов в минуту (Bosch GSS 280 AE L-BOXX), что разрешает подстроиться под обработку самых разнообразных видов материалов, под особенности строго определенных поверхностей.

В процессе выбора вибрационной шлифмашины отдельное внимание нужно уделить платформе. С её размерами всё достаточно просто, есть два варианта: оригинальный «эталон» и модели «мини» - площадь плиты около 100 мм2 (Makita BO4557, Sparky MP 250). Малыши отлично подходят для узких, зажатых мест. Видимо, что подошва должна быть высококачественной, безупречно плоской, с чёткими геометрическими формами. Бюджетные машинки оборудуются платформой из стали либо высокопрочной пластмассы, а более дорогие аналоги - литыми площадками из сплавов с содержанием алюминия либо магния. Добротная подошва отличается точной балансировкой, что легко определяется малой степенью вибрации при работе без нагрузки (холостой ход). Немаловажно, из чего изготовлена накладка, самый подходящий вариант - это пористый полимер, он гораздо лучше, чем резина, «держит» плоскость.

В обособленный класс выделяют вибрационные шлифовальные агрегаты с дельтовидной платформой, в народе их называют еще «утюгами» (Hitachi SV12SG, Makita BO4565). Из-за крохотных размеров и отличной «проходимости» их используют для обработки предметов с небольшими деталями и сложных поверхностей, таких как мебель, столярка, элементы лестниц, кузов автомобиля. Их треугольные платформы бывают поворотными - можно продолжать работу неравномерно «съеденным» лепестком наждака либо съёмными (с быстрой установкой иного типа площадки - для вогнутых/выпуклых поверхностей, для структурирования, полирования, натирки).

Наждак по-разному может крепиться к площадке. Комфортнее, когда бумага фиксируется на липучках, хотя специальная оснастка стоит сравнительно дорого. Вариант с подпружиненными зажимами несколько сложнее, но можно применять недорогую шлифовальную бумагу, нарезанную собственноручно (стоит лишь в необходимых местах проделать отверстия для пылеотвода).

Борьба с мелкой пылью, которая неминуемо образуется при работе шлифмашиной, ставит множество задач перед разработчиками. Им приходится усиленно выполнять работу над защитой всех механизмов. В данном случае используется специальная герметизация мотора, защищённые подшипники и переключатели, непроницаемый корпус, система каналов с принудительным пылеотсосом. Для того чтобы пыль удалялась из рабочей зоны и не насыщала воздух, её направляют в мешок-сборник либо фильтр, в большинстве случаев к патрубку можно подключить пылесос - ктстати, это самый действенный способ защиты.

Эксцентриковые (орбитальные) шлифовальные машины

Данный тип шлифмашин используется для высококачественной обработки. Деликатное шлифование и даже полирование - вот их основная стихия, правда эффективность таких агрегатов может быть не менее впечатляющей, чем у вибрационных машин. Они совладают с любым материалом, чаще всего ЭШМ Вы можете встретить у деревянных дел мастеров, автомобильных маляров. В работе с профильными, объёмными, криволинейными предметами эксцентриковым шлифмашинам нет равных, с плоскостями у них тоже проблем не возникает. Единственное, где такая машинка спасует, это в углах и мелких углублениях - «тарелка» туда просто не достанет.

Так же как и плоскошлифовальные аппараты, «орбиталки» имеют эксцентрик и противовес, при помощи которых круглая шлифовальная плита исполняет не только движение вокруг своей оси, но и по «орбите» с маленькой амплитудой. Весьма интересно, что осевое движение происходит обычно по инерции, а в некоторых моделях, является принудительным (посредством шестерёнчатой передачи). Такое сложное перемещение рабочего полотна вкупе с высочайшей скоростью вращения как раз и позволяет получить поверхность хорошего качества, без углублений, волн и царапин.

От 200 до 900 ватт - столько потребляют моторы современных ЭШМ. Те, что более сильные, безусловно, будут и продуктивнее, они с лёгкостью потянут подошву покрупнее, до 150 мм в диаметре (к примеру, 400-ваттная Bosch GEX 125-150 AVE либо же Интерскол ЭШМ-150/600Э).

По скорости поступательного движения орбитальные машины также имеют отличия. Если затронуть вопрос о вращении, то данный показатель может быть от 4 до 14 тысяч оборотов эксцентрика в минуту для моделей с регулировкой (Metabo SXE 425), и около 12000 для моделей без таковой. Если говорить о понятии «колебание» - то данные цифры будут вдвое меньше. На самом деле здесь всё довольно просто, чем выше скорость, тем грубее будет обработка, хотя тем быстрее можно исполнить работу.

Эксцентрик орбитальных машин может иметь не идентичный «размах» - от 2 до 7 мм. Это называется амплитудой колебания. Чем она меньше, тем меньше вибрации генерирует агрегат, тем компактнее ходит тарелка, тем меньшую площадь мы обрабатываем, но тем чище будет отшлифовка. В некоторых ЭШМ оператор может устанавливать определённую амплитуду, влияя на продуктивность и тонкость шлифования.

По сравнению со своими собратьями (ЛШМ и ПШМ) «орбиталки» обычно доверху нашпигованы электроникой. Про установку скорости и амплитуды мы уже побеседовали, вдобавок ко всему этому высокопрофессиональный инструмент снабжают системой автоматического поддержания частоты (Bosch GEX 150 Turbo), для того чтобы она не падала под нагрузкой - это константная электроника. В некоторых моделях имеется электродинамический тормоз (AEG EX150E), который после отключения кнопки «пуск» мигом стопорит рабочую плиту, предотвращая порчу заготовки и снижая возможность травматизма. Для сильных профессиональных машин может быть предусмотрен ограничитель пусковых токов, который плавно разгоняет инструмент, не допуская стартового рывка и предохраняя сеть от кратковременной, но увеличенной в разы нагрузки.

К весьма приятным опциям отнесём съёмный сетевой кабель, регулируемую либо съёмную переднюю рукоятку, фиксацию пусковой клавиши, функциональный отвод пыли.

Непременно нужно обратить внимание на тип шлифовальной подошвы. Во-первых, если необходима особенно деликатная обработка, не гонитесь за большой тарелкой, у неё, кстати, и мёртвая зона будет немного побольше, и амплитуда порядком от 5 до 7 мм. Плита, сделанная из металла, обладает устойчивостью, высокой прочностью и практически идеально отводит тепло. Эластичная тарелка отлично совладает с выпуклыми поверхностями. Все они имеют липучку для фиксации наждака и отверстия для отсоса пыли. Эти отверстия у отдельных изготовителей могут быть различными по размеру, количеству и расположению, по этому признаку необходимо подбирать подходящую оснастку.

И напоследок, несколько важных рекомендаций касающихся выбора…

На тот случай, если финансовый вопрос имеет не последнее значение, то для домашней мастерской можно купить модель из разряда «хобби». Неплохие экземпляры предлагают фирмы Black&Decker, Skil, Sparky, Bosch. Посмотрите и в сторону российского изготовителя - Интерскол, заметно подтянулись в плане качества и функциональности своего инструмента.

Обратите внимание на массу и габариты интересующего изделия, особенно в том случае, если много работы планируется «по месту», на весу, на вытянутых руках. Отдайте предпочтение не слишком сильной машине, а более скоростной, она будет легче, компактнее и дешевле. А вот для регулярного выполнения операций на верстаке большой вес агрегата станет скорее важным преимуществом, чем недостатком.

Непременно хорошенько «пощупайте» шлифмашину, найдите самую подходящую Вам по эргономике. Определитесь с типом основной и дополнительной рукоятки, скорее всего Вам придётся осуществлять выбор между «грибом» и «скобой». Посмотрите, комфортно ли расположены переключатели, и как они функционируют, насколько легко меняется оснастка, не мешает ли сетевой шнур.

Проверьте подвижные части изделия на присутствие люфтов. Посмотрите на точность подгонки деталей корпуса. Включите машину в магазине, хотя бы на холостом ходу оцените уровень шума и вибрации. Поинтересуйтесь стоимостью, ассортиментом и возможностью взаимозаменяемости расходных материалов. Взвесьте все «за» и «против», не спешите с выбором, тогда весь ремонт пройдёт гладко.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: