Последние Статьи
Сварочные трансформаторы для электродуговой сва ...»
Несколько упрощая, можно сказать, что плазма об ...»
Сварочный трансформатор содержит в себе силовой ...»
Сварочный трансформатор преобразует сетевое нап ...»
Плазменная резка получила широкое распространен ...»

Угловые шлифовальные машины – в подробных деталях…

Угловые шлифовальные машины – в подробных деталях…

Более подробное ознакомление ознакомление с угловыми шлифовальными машинками - болгарками стоит начать с описания конструкции. В том случае, если посмотреть на нее сбоку, то продольные оси шпинделя и мотора УШМ лежат по отношению друг к другу под углом 90 градусов. Механизм передачи вращения достаточно примитивен: якорь мотора объединен с ведущей шестерней, которая сцеплена с расположенной перпендикулярно ведомой. Редуктор понижающий: значит, от десятков тысяч оборотов мотора на шпиндель передается лишь несколько тысяч. В целом механизм кажется предельно простым, впрочем высококачественные дорогие инструменты имеют множество нюансов. О них будет написано немного ниже...

Диаметр круга, частота вращения, мощность, вес. Диаметр круга - это, пожалуй, один из ключевых параметров для УШМ. Под него подбирают обороты и мощность двигателя, что, в конце концов, сказывается на весе. Нужно учитывать, что линейная скорость режущей кромки не должна превышать 80 м/с. В том случае, если переступить данный порог, круг может просто-напросто разлететься на мелкие кусочки. Последствия - самые печальные: в наилучшем случае удастся отделаться испугом, в худшем - остаться инвалидом. От низкой же интенсивности пострадают скорость резки и ресурс диска, именно поэтому, важно обнаружить «золотую середину».

Перевести 80 м/с в количество оборотов не так уж и сложно, достаточно знать формулу расчета длины окружности. Для круга диаметром 115 мм максимальными будут 13 290 об/ мин, для 125 - 12 230 об/мин, для 150 - 10 190 об/ мин, для 180 - 8490 об/мин и для 230 мм - 6650 об/мин. В том случае, если пробежаться по техническим характеристикам современных УШМ, то увидим, что 80 м/с выдерживаются даже с небольшим резервом. При этом нужно учитывать, что при нагрузке, если машина не укомплектована системой стабилизации частоты, скорость приметно падает.

Мощность (у большинства УШМ она находится в пределах от 750 до 2700 ватт) подбирают под диаметр диска. Болгарку под 125-миллиметровую оснастку редко оснащают мотором сильнее 1400 Вт, а для инструментов с 230-миллиметровым кругом 2 киловатта - минимум.

В технических параметрах машин довольно редко указывают крутящий момент. В принципе знать его не совсем обязательно, достаточно посмотреть на ватты и обороты, впрочем, для наглядности данные привести стоит: среднестатистическая модель с параметрами 1 кВт и 10 000 об/мин развивает момент около 3 Н*м. К слову, эксперты советуют обращать внимание на диаметр мотора: чем он больше, тем выше развиваемый мотором крутящий момент. Именно поэтому, в процессе выбора машины под долгую, выжимающую из инструмента все соки резку, специалисты советуют в первую очередь смотреть именно на толщину мотора, а только потом на мощность.

Количество рукояток. У одноручных инструментов (чаще всего это аппараты под диск 115 или же 125 мм) всего одна - добавочная - рукоятка. Такие «болгарки» и весят меньше, и размеры у них компактнее. Впрочем наименование не должно вводить в заблуждение: удерживать УШМ одной рукой строго запрещено техникой безопасности, именно поэтому, второй обхватывают корпус мотора. У двуручных машин, как несложно додуматься, две рукоятки: задняя (основная) и передняя (присоединяемая).

Защита от пыли и значительного шума. Шум при работе болгарки исходит от двигателя, редуктора и обдувающих его потоков воздуха. В маленьких дозах этот звук безобиден, а вот человеку, который слушает музыку УШМ целый день, можно только посочувствовать. Заглушить громкий рокот пытаются с помощью косозубых шестерен (взамен прямозубых) - так называемой парой «Глиссона». Считается, что зацепление у нее надежнее, а функционирует она тише.

Пыль - основной враг УШМ. Одно дело, когда она оседает на статичные детали. Другое дело, когда контактирует с поверхностью, вращающейся с бешеной скоростью.             Тогда она становится настоящим абразивным инструментом. Ситуация значительно усугубляется при резке бетона, оставляющего невероятно едкий шлам.

Особенно распространенный метод защиты - броня обмоток. Их покрывают особыми смолами, которые, затвердев, служат щитом. Также помогают решетки на якоре. При этом большой шаг «прутьев» в заблуждение вводить не должен, в процессе быстрого вращения механизм функционирует как велосипедное колесо и отбрасывает большие частицы. Все гениальное - предельно просто! Такая спецтехнология применяется, в частности, на УШМ Metabo. Кое-что схожее можно встретить на моделях Protool, оборудованных защитой XP: обмотка якоря покрыта x-образной сеткой, сотканной из эпоксидной смолы. Другим путем пошел DeWALT, оснастивший некоторые модели системой фильтрации: она отделяет от потока воздуха вредный мусор и выбрасывает его обратно в атмосферу.

Оградить от пыли стараются не только мотор. Так, Makita прячет подшипники за особыми лабиринтами, стенки которых тормозят пыльную «струю» и не дают ей добраться до цели. Встречаются и пылезащищенные шестерни. Логично, что во всех этих усовершенствованиях больше нуждаются высокопрофессиональные УШМ: ведь им положено жить и выполнять работу значительно дольше, чем бытовым моделям.

Теплоотвод, металлический кожух редуктора. В процессе эксплуатации «болгарка» существенно нагревается - это естественный процесс. Особенно горячее место - корпус редуктора, ведь за его стенками вращаются зацепленные шестерни, а значит, есть трение и выделяется много тепла. Смазка и вентиляция, естественно, помогают в борьбе с лишним градусом, однако этого, по большому счету, мало. Неудивительно, что на сегодняшний день фактически у всех УШМ, бытовых или же профессиональных, кожух редуктора металлический - он крепче пластика и отводит тепло гораздо быстрее. Прибавка в весе при таких «плюсах» отходит на второй план.

Чаще всего под словом «металл» подразумевается алюминий, впрочем изредка (в основном у «профи») деталь делают из сплава магния: он более прочный, весит меньше, а остывает еще быстрее. Некоторые компании-изготовители (к примеру, Hitachi) и корпус мотора отливают из металла, однако встречается такая специфика весьма редко. Кстати, совершенствуют также и вентиляцию: на крыльчатку ставят не прямые (как обычно), а косые лопатки, тем самым - ускоряя поток воздуха.

Регулировка скорости. Скорость настраивают колесиком на корпусе инструмента. Напряжение на мотор подается импульсами. Чем они короче, тем меньше оборотов на единицу времени совершит ротор. При максимальной интенсивности «толчков» как таковых нет (сигнал не прерывается), весь рабочий цикл представляет один большой импульс.

Необходимая ремарка: регулировка у УШМ электронная, а не механическая (редуктор у «болгарок» односкоростной), именно поэтому, на маленькой скорости мотор перегреть значительно легче, чем на максимальной. Особенно это касается маломощных машин. Низкая интенсивность необходима нечасто, однако в некоторых случаях, таких как шлифовка пластика или же лакокрасочных покрытий, без нее просто не обойтись.

Ограничение пускового тока. В каталогах эту особенность нередко делят на две: непосредственно ограничение пускового тока и плавный/мягкий старт. Первое снижает нагрузку на сеть, что особенно актуально для УШМ с высокими ваттами, второй - предотвращает стартовый рывок и снижает износ шестерен. Эта весьма полезная опция присутствует и у бытовых, и у профессиональных инструментов. При высокой мощности машины она просто необходима.

Выполнять работу система может по-разному, все зависит от модели. Бывает, пуск происходит чересчур мягко - полные обороты шпиндель набирает за несколько секунд, что таит определенный подвох: есть соблазн нагрузить инструмент еще до выхода на максимальную скорость, а делать этого вовсе не стоит. В идеале же раскрутка происходит фактически мигом, однако рывка нет.

Поддержание частоты вращения под нагрузкой. При нагрузке обороты начинают приметно падать, а ток, подаваемый на мотор, расти. Для того чтобы продуктивность инструмента не снижалась, многие УШМ, предпочтительно «профи», снабжают константной электроникой. Система распознает падение интенсивности и подключает запасы мощности (в каталогах указывают несколько заниженное значение), увеличивая крутящий момент. Таким образом - удается сберечь до 99% от скорости холостого хода.

Существует два вида системы стабилизации. В первом случае уменьшение частоты вращения отслеживается по току: как только амперы выросли, датчик подает сигнал на подкачку напряжения (изначально применяются не все 220 вольт, а порядка 160 вольт). Такой метод более инертный, интенсивность вначале падает, а после этого снова растет до заданной величины. А вот при участии тахогенератора, реагирующего на уменьшение числа импульсов (один оборот ротора - один импульс) на единицу времени, подобного не происходит, и скорость получается сберечь относительно постоянной в течение каждого рабочего цикла.

Помните, что запасы мощности ограничены, с очень сильным нажимом и константная электроника может не совладать, именно поэтому, перегружать инструмент в любом случае не стоит. Система способна как предотвратить заклинивание диска, так и оказать «медвежью услугу»: в том случае, если стопорение все же случилось, из рук машину будет вырывать с большими, чем заявленные, ваттами.

Защита мотора от перегрузки. Перегрузка распознается по току или же по росту температуры, изредка встречается и совмещенный способ. Сама же защита - представляет собой целый комплекс последовательных мер. Как вариант: при возрастании температуры обмоток мотора до 130 градусов загорается лампа на корпусе, при нагреве до 160 - система сбрасывает обороты, а на 200 градусах останавливает УШМ. Польза от всего этого неоспорима, поскольку предотвращается перегорание мотора, которое при заклинивании диска происходит всего за несколько секунд.

Система защиты от перегрузки нередко вызывает негодование у тех, кто существенно нагружает свой инструмент, так как она мешает выполнять работу в таком режиме. Однако здесь приходится выбирать: или маленький выигрыш в эффективности во вред ресурсу мотора и круга, или длинный срок службы «болгарки» и оснастки.

Электронная система экстренной остановки мотора при заклинивании, блокировка случайного повторного включения. При весьма нежелательном и опасном «закусывании» круга система экстренной остановки практически моментально тормозит мотор. Все завязано на электронике, а потому встречается подобная специфика у недешевых профессиональных моделей, да и то редко. Большее распространение получила механическая защита в виде предохранительной муфты.

Блокировка случайного повторного включения сгодится как раз в тех случаях, когда мотор не функционирует, а кнопка пуска находится в положении «включено» (к примеру, при обесточивании). При сработавшей блокировке мотор не заработает, даже в том случае, если подача питания возобновлена. Для дальнейшего пуска «болгарки» нужно отжать выключатель, а после этого вернуть его в рабочее положение.

Наглядный пример полезного «соседства» двух систем - модели Bosch. Экстренная остановка получила наименование – «KickBack-Stop», а защита от случайного повторного пуска в подобных случаях присутствует по умолчанию.

Тормоз диска. «Заботливого» пользователя обычно можно увидеть сразу же. Хотя бы по привычке класть «болгарку» на испачканный пол или же, что еще хуже, в песок, не дождавшись полной остановки круга. При этом в инструмент засасывается пыль, пользы от которой, как мы уже теперь хорошо знаем, мало. Таким мастерам должен прийтись по вкусу тормоз диска, уменьшающий время выбега до 3 секунд. Полезен он и при мощном обратном ударе, когда УШМ вырывает из рук.

В зависимости от принципа действия существуют два вида системы. В одном случае все делает трение (встречается у болгарок Metabo): кинетическая энергия переходит в тепловую. Способ простой, однако результативный и достаточно хорошо проверенный временем, по сути, это аналог тормозов автомобиля. Здесь даже «издержки» аналогичные, поскольку трущиеся детали со временем стираются. Более сложный вариант - электроника (есть у моделей Bosch и Fein): замедление происходит за счет так называемой переполюсовки, работающей только на подключенном к сети инструменте. В том случае, если питания нет, выбег будет как у обыкновенных «болгарок».

Предохранительная муфта. Бывает в самых разнообразных вариантах исполнения, однако цель одна - не допустить обратный удар и возможный разлет круга при заклинивании, а также защитить мотор от перегрузки. В основу работы положена механика.

Первый вариант - муфта скольжения. Ведомая шестерня объединена со шпинделем через несколько сцепленных друг с другом дисков. Однако сцеплены они не намертво. В том случае, если превысить определенный порог усилия, то связь разорвется - детали станут проскальзывать. Оснастка при этом остановится (крутящий момент, передаваемый на шпиндель, мал), но мотор будет продолжать выполнять работу. В чем-то механизм схож на сцепление автомобиля, однако у «болгарок» связь полностью не нарушается: остается трение, а значит, есть и определенная нагрузка на мотор, пусть и меньшая, чем при заклинивании.

Центробежная муфта - представляет собой деталь, внутри которой спрятаны лепестки. В спокойном состоянии они «сложены», но как только вращение от мотора передастся на муфту, лепестки под действием центробежной силы расправятся и упрутся во внешние стенки детали - так крутящий момент перейдет на шпиндель.

Оригинальное решение предоставила фирма Makita, установившая на свои «болгарки» SJS (Super Joint System): якорь объединен с ведущей шестерней через пружину, благодаря чему нет рывков ни при старте, ни в работе, а в стрессовых для инструмента ситуациях, когда нагрузка на мотор существенно вырастает, SJS разъединяет мотор и редуктор (переводит «болгарку» на своеобразную - нейтральную передачу), тем самым серьезно выручая «сердце» УШМ от перегрузки.

Блокировка шпинделя. Присутствует в конструкции практически у всех современных УШМ. Нажимая на кнопку, мы стопорим ведомую шестерню, что облегчает замену диска. Продуманный механизм (встречается, к сожалению, нечасто) схватывает шпиндель сразу, в остальных случаях нужно «ловить момент», вращая оснастку руками.

Утапливать кнопку блокировки до полной остановки диска по вполне ясным причинам ни в коем случае нельзя. Однако даже из этого, казалось бы, железного правила есть исключения. Наглядный пример - УШМ фирмы Metabo: механизм воздействует не на саму ведомую шестерню, а на объединенную с ней предохранительную муфту. Таким образом, нажимать на кнопку можно уже на выбеге. Кстати, эту специфику применяют для ослабления зажима гайки.

Замена диска без помощи ключа. Весь секрет в странной конструкции гайки, состоящей из нескольких частей. Вначале она накручивается на шпиндель как цельная деталь. Впрочем, как только ее нижняя сторона упрется в поверхность диска, вращаться будет лишь верхняя часть, дно же станет прижимать круг все крепче и крепче.

Известно, что гайки в процессе долгой работы функционируют на самозатяг: завернул двумя пальцами, а снимаешь ключом и с большими усилиями - вот такой фокус для обывателя. Правда, некоторые компании-изготовители (в частности DeWALT) довольно удачно борются с этим явлением, совершенствуя зажимные механизмы. Здесь уж впору будет удивляться специалистам, они и подумать не могли, что крепеж после работы реально ослабить голыми руками.

Автоматическая балансировка диска. Автобалансир представляет собой муфту, внутри которой размещены маленькие шары, погруженные в масло. При вращении они группируются необходимым образом, смещая центр тяжести и тем самым устраняя вибрацию. Это усовершенствование позволяет замедлить износ диска, а саму работу делает приятнее. Встречается, к сожалению, нечасто, однако польза от него, безусловно, огромная, так как оснастка без какого бы то ни было дисбаланса возможна лишь в теории.

Регулировка защитного кожуха без применения ключа. Невероятно ценная особенность для профессиональных УШМ, когда необходимо достаточно часто менять положение кожуха. Крепят его с помощью быстрозажимных механизмов - хомута и рычага фиксации. Последним, также ослабляют или же затягивают крепление. «Минусы» подобного метода: в редких случаях детали хомута не выдерживают напряжения и разрываются, а сам кожух свободно поворачивается не на все 360 градусов (детали его конструкции упираются в выступающие части корпуса редуктора), правда, особенно востребованные углы доступны.

На маленьких «болгарках» можно встретить еще более упрощенный метод перестановки - деталь регулируют, не отклоняя рычажки и без затяжения ключом или же отверткой.

«Продвинутые» высокопрофессиональные модели оснащают и более хитроумными механизмами, однако это уже частные случаи (общее у них только отсутствие потребности в ключах).

Узкопрофильный кожух редуктора. В общем-то, мелочь, ставшая, тем не менее, признаком «хорошего тона». К тому же встречается она достаточно частото. Необходимое пояснение: деталь имеет узкий профиль, в том случае, если смотреть сбоку. Такая специфика позволяет подобраться с «болгаркой» в малодоступные места.

Съемный сетевой кабель помогает избежать похода в сервисный центр при повреждении кабеля - достаточно достать запаску. К тому же съемный вариант облегчает транспортировку, поскольку делает инструмент компактнее и освобождает от соблазна обмотать шнуром корпус мотора.

Облегченный доступ к щеткам. Под данной спецификой понимается круглая заглушка на корпусе инструмента - открутив ее, вы получаете доступ к щеточному узлу. Процедура замены угольных контактов в таком случае существенно упрощается - в сервис-центр идти не нужно, разбирать машину также не понадобится. Достаточно часто можно встретить прикрученную саморезом прямоугольную крышку, скрывающую щетки.

Подсоединение дополнительной рукоятки. Дополнительную ручку традиционно ставят в одну из двух или же трех позиций. Для этого на корпусе редуктора имеются особые отверстия с резьбой: два по бокам и третье, в том случае, если есть, сверху. Все это делает работу более комфортной, можно подобрать охват, подходящий и для правши, и для левши. Кто-то, в частности, фирма DeWALT, пошел еще дальше, сделав рукоятку даже пятипозиционной (четыре положения по бокам и одно сверху).

Регулируемая основная рукоятка. Речь идет о возможности поворачивать рукоятку относительно оси корпуса на самые различные углы. Чаще всего предусмотрено три позиции: нейтральная и по 90 градусов в обе стороны. Подобное усовершенствование существенно облегчает работу, поскольку опять же реально подобрать подходящий охват и подлезть в малодоступные места.

Виброгасящая рукоятка, мягкие накладки на рукоятках. Вибрация в больших дозах очень вредна для здоровья, именно поэтому, логично, что виброгасящая рукоятка встречается преимущественно у «профи», ведь специалистам по рангу положено выполнять работу с УШМ значительно больше, чем пользователям бытовых «болгарок». Благодаря улучшенной конструкции ручка амортизирует колебания и делает работу не столь изнурительной. Мягкие накладки помогут при длительной постоянной резке, зачистке или же шлифовке - резиновые вставки препятствуют проскальзыванию руки: не придется постоянно менять охват.

Блокировка случайного включения, фиксация выключателя. Блокировка случайного включения эффективно защищает от незапланированного пуска машины. Весьма полезна она хотя бы по той причине, что последствием такого ЧП могут стать травмы. Фиксация выключателя помогает при долгосрочной работе - можно поменять охват, и рука менее устает. Изредка встречается так называемая мягкая фиксация: выключатель остается в рабочем состоянии, однако при перегрузке (в данном случае это физическая величина), вызванной ударом или же скачком, он возвращается в начальное положение. Вариантов исполнения блокировки или же «залипания» несколько: рычажок на пусковой кнопке, подвижная клавиша, «пимпочка» на рукоятке, ползунковый выключатель и др. Нередко эти две антагонистичные особенности «вешают» на один орган управления.

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: