Основное предназначение мотокультиваторов - рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта. Данный способ обработки почвы именуется культивацией. Мотокультиваторы и мотоблоки можно активно использовать для вспашки, размельчения глыб после вспашки, истребления сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений, а также уборки территории и эффективной чистки ее от снега.
В не столь давние времена, невзирая на девиз о механизации сельского хозяйства, на вооружении садовода и огородника были только ручные инструменты. Ведь механизация по-советски предусматривала экстраординарно глобальные масштабы: самый сильный трактор, самый широкий плуг... На небольшом участке такой технике негде развернуться. Вот и доводилось копать огород традиционной штыковой лопатой. За пределами Советского Союза малая механизация также была представлена в основном газонокосилками и маленькими универсальными тракторами.
Однако трактору трудно совладать с обработкой почвы между плотно посаженных кустов и деревьев. Да и не каждому такой трактор по карману. Кстати, раньше с обработкой маленьких участков хорошо справлялась лошадь, но маневренность у нее еще хуже, чем у трактора, а хлопот с ней гораздо больше. И все же первые мотоблоки, вероятно, произошли не от трактора с его навесным плугом, а от классического конного плуга, за которым шел пахарь и направлял его за рукоятки, примерно такие же, как у мотоблоков.
Одно время использовали такую систему: плуг цепляли за трос лебедки, установленной на краю поля. Наматываясь на барабан, он тянул плуг. Но это было неудобно - потому как после каждого прохода было необходимо вхолостую перетаскивать плуг обратно, то есть аж на противоположный конец поля, а лебедку передвигать вбок. Наиболее логичным оказалось объединение плуга и мотора в один мотоблок и оснащение его парой ведущих колес.
Но даже такая конструкция не решает проблему работы в стесненных условиях, в том числе вокруг кустов и деревьев. Тут необходим инструмент, способный не только на прямолинейное движение. Нечто схожее на «крупную» сельхозтехнику уже было - культиватор с приводом фрез от вала отбора мощности мотора трактора. При установке фрез на мотоблок оказалось, что ведущие колеса ему не очень-то и нужны. Вращающиеся фрезы создают тягу, абсолютно достаточную для движения. Так был создан типичный мотокультиватор. В случае необходимости фрезы можно снять, а на их место поставить колеса и задействовать получившийся аппарат для буксировки плуга, бороны либо прицепа.
Зачастую термины «мотокультиватор» и «мотоблок» путают. Но это хоть и близкие по конструкции, все-таки не одинаковые машины. У мотокультиваторов культивация почвы является самой основной, а временами единственной функцией. Мотоблок - более многофункциональный агрегат, способный применять особые прицепные либо навесные орудия. Традиционно мотоблоки имеют два вала, на одном - ведущие колеса, на другом - рабочие органы. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только взамен фрез. Однако, встречаются и так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых не предусмотрено никаких других инструментов, помимо фрез, но имеются обособленный вал для колес и отдельный для фрез, причем они вращаются в противоположных направлениях. Встречное движение фрез предотвращает их выскакивание из слежавшейся земли, чем "грешат" обыкновенные культиваторы.
Конструкция мотокультиваторов
Двигатель
Множество современных мотокультиваторов оснащено четырехтактными моторами. Двухтактные встречаются только на сверхлегких моделях, так как при равной мощности они примерно в два раза легче. К тому же они проще устроены и поэтому дешевле. Но, к сожалению, их принцип работы предполагает существенный расход топлива. В отличие от «четырехтактников», у которых рабочий ход, выпуск, заполнение цилиндра рабочей средой и сжатие отчетливо разделены и сменяются, когда поршень находится в верхней либо нижней точке, у двухтактных процессы выхлопа и подачи новой смеси происходят единовременно. В конце рабочего хода в цилиндре открываются выпускные окна, куда вылетают выхлопные газы (но не все, часть остается), и одновременно с ними продувочные, через которые под давлением впрыскивается новая смесь из картера. При этом часть смеси успевает вылететь в выпускные. Так как горючее постоянно промывает картер, масло доводится добавлять прямо в бензин. Следственно, оно и сгорает совместно с бензином, усложняя «букет» выхлопных газов.
Четырехтактные моторы лишены этого недостатка, работают на чистом бензине, а масло заливается в картер и не тратится. Они гораздо экономичнее и экологичнее двухтактных. Но если культиватор предстоит использовать на косогорах, следует обратить внимание на способность его эксплуатации при самых различных углах наклона. Большинство сходственных двигателей работает при наклоне не более 20 градусов, что связано с спецификой классической системы смазки. Впрочем, современные модели оснащаются маслонасосами, обеспечивающими надежную смазку практически при любых углах наклона.
Трансмиссия
Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство при эксплуатации, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. В основном используется цепная либо червячная передача. Цепь со звездочками или червячный редуктор располагается внутри прочного, герметичного, заполненного маслом корпуса. Выбор между ними определяется в первую очередь расположением коленвала мотора. Если он горизонтален, то ставят цепную передачу, если вертикален, то нужен червячный редуктор, поворачивающий ось вращения на 90 градусов. Мотокультиваторы с вертикальным валом мотора легче и компактнее, но у них есть свои недочеты. Во-первых, четырехтактные моторы с вертикальным валом обходятся несколько подороже из-за сложности обеспечения смазки. Во-вторых, у червячной передачи потери на трение гораздо больше, чем у цепной. В-третьих, червячная передача наделена, так называемым эффектом самоторможения. Входной вал (со стороны мотора) способен ее повернуть, а выходной (со стороны колес) - нет. То есть, если тащить или толкать мотокультиватор, фрезы (или колеса) не будут проворачиваться, даже с отключенным сцеплением. Его можно передвинуть только на дополнительных транспортировочных колесах либо перенести. Некоторые тяжелые культиваторы и мотоблоки, оборудованные коробкой передач и валом отбора мощности, обладают не цепной, а зубчатой передачу.
Сцепление используется трех типов: с выжимной муфтой (примерно как на автомобиле), ременное с натяжным роликом и автоматическое центробежное сцепление, как на бензопиле. Центробежное - устанавливают на легкие культиваторы с вертикальным валом мотора. Средние и недорогие тяжелые модели с классической компоновкой чаще оснащают натяжным роликом. В тяжелых мотоблоках, предназначенных для долговременного профессионального применения, сцепление осуществляется с поддержкой муфты.
Желательно, чтобы у культиватора был задний ход. У легких и сверхлегких моделей заднего хода не бывает, но есть ручка, чтобы было удобно поднимать культиватор и разворачивать в необходимом направлении. Отлично, если у мотокультиватора две и более передние передачи, потому что его эксплуатационные возможности в этом случае значительно расширяются.
Принцип работы мотокультиваторов
Основной инструмент мотокультиватора - фрезы. У большинства моделей они исполнены в виде двух, четырех либо шести легкосъемных сегментов. Меняя их число, подбирают требуемую ширину обработки. Если грунт тяжелый, глинистый, то число секций нужно уменьшить. Тем более если предстоит поднимать целину либо «реанимировать» заброшенный участок. Глубину обработки задает регулируемый сошник - крепкая металлическая полоса, вертикально закрепляемая в задней части культиватора.
Максимальную глубину обработки определяет диаметр фрез. Вращающиеся фрезы представляют огромную опасность. Под них может попасть нога либо край одежды. Следственно культиваторы непременно должны быть оборудованы щитком (который заодно не разрешает фрезам раскидывать комья земли). Особенно внимательным нужно быть при обработке твердой почвы. Фрезы могут резко дернуть культиватор вперед или запроста опрокинуть. В этом случае следует, не пытаясь изо всех сил удержать его, отпустить руки с рукояток газа и сцепления. Некоторые современные модели имеют рычаг аварийной остановки, он не только выключает сцепление, но и глушит мотор.
Навесное оборудование
Помимо стандартных фрез, культиваторы при желании оснащают навесным оборудованием, значительно расширяющим их возможности. Эти дополнительные инструменты продаются отдельно, следственно при выборе культиваторов нужно сопоставлять не только их технические параметры, но и их комплектацию, а также совместимость с доступным оборудованием. Приведем его краткий перечень.
Транспортное колесо (колеса). Они облегчают перевозку и могут заменять сошник. Традиционно культиватор поставляется в комплекте с ними, но если в штатную комплектацию входят пневматические колеса, то транспортные чаще всего отсутствуют.
Колеса с пневматическими шинами. Их надевают взамен фрез. Используются в процессе применения навесного оборудования и прицепа.
Металлические колеса с грунтозацепами. Сложность пахоты мотоблоком заключается в его малом весе и, как результат, в малом тяговом усилии. Для его увеличения предусмотрены особые металлические колеса с грунтозацепами. Они гораздо тяжелее пневматических, а крупные редкие грунтозацепы не забиваются землей при работе.
Цепи противоскольжения на колеса. Также предназначены для увеличения тягового усилия, но менее результативны. Зато дешевы и очень компактны.
Утяжелители для колес. Если мотоблок слишком легок для обеспечения большого тягового усилия, его можно утяжелить дополнительными грузами.
Плуг. Нужен для пахотных работ тем, кто занимается выращиванием картофеля. При соответствующем навыке с поддержкой плуга можно закапывать картофель весной и выкапывать осенью. В зависимости от конструкции плуга отвал земли бывает на одну либо на две стороны. Отлично изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.
Борона. После вспашки остаются громадные комья земли. Их нужно разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона, дисковая либо с зубьями (пальчиковая).
Окучник (плуг-окучник). Плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.
Картофелевыкапыватель. Процесс выкапывания картофеля - один из самых тяжелых этапов сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и зачастую приводит к уничтожению корнеплодов. Наилучший вариант - особый картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.
Косилка. Мотоблоком не только обрабатывают землю, но и косят траву, применяя косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные более результативны в процессе выполнения работ, но ножевые - маневреннее, ими удобнее косить между деревьев и кустов.
Аэратор. Прокалывает отверстия в грунте, чтобы обеспечить доступ кислорода, влаги и удобрений к корням газонной травы.
Роторная щетка. Насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести огромную территорию (асфальтовые дорожки, газон, нужно лишь только как следует отрегулировать высоту). Совладает она и со свежевыпавшим снегом.
Нож-отвал (бульдозерный нож). Иногда необходимо передвинуть груду песка либо снять слой почвы, а чаще всего - снега. У хозяина мотокультиватора есть другой выход - навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится - слишком маловат по весу. Но с небольшими кучами мусора он вполне справится.
Шнеко-роторный снегоуборщик. Снег можно легко отодвинуть в сторону ножом-отвалом, а окончательно очистить поверхность с помощью щетки. Но когда снега много, лучше воспользоваться особым шнекороторным снегоуборщиком. Стальной шнек с зубьями перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы. Снег выбрасывается в сторону на расстояние до 20 метров.
Прицеп. Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъемностью от 300 до 500 кг. Кузов у нее, как правило, самосвальный либо опрокидывающийся. Тележка бывает снабжена тормозами и сиденьем оператора, а иногда и светотехникой.