Последние Статьи
Сварочные трансформаторы для электродуговой сва ...»
Несколько упрощая, можно сказать, что плазма об ...»
Сварочный трансформатор содержит в себе силовой ...»
Сварочный трансформатор преобразует сетевое нап ...»
Плазменная резка получила широкое распространен ...»

Всё, что необходимо знать о цепях и шинах на бензопилы

Всё, что необходимо знать о цепях и шинах на бензопилы

Как в принципе уже видно по самому наименованию - «бензиновые цепные пилы», исполнительным механизмом в данном случае является цепь, замкнутая в кольцо и помещенная вдоль по направляющей шине. Шина и цепь съемные, именно поэтому их называют «гарнитурой».

Цепь состоит из звеньев, которые можно между собой поделить на три основных типа: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Между собой звенья соединяются заклепками. Режущее звено - пожалуй, особенно трудная деталь пильной цепи, и состоит она из 2-х частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента Г-образной формы. Верхняя режущая грань звена традиционно шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается довольно широким, чтобы цепь не зажимало в самом пропиле. Режущие зубья могут быть как правосторонними, так и левосторонними, а на цепи их укрепляют поочередно. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (то есть, верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель глубины пропила), тем толще будет стружка. Цепи, у которых данный зазор мал, именуются низко профильными, у которых он крупный – высоко профильными. Низкопрофильные цепи менее результативны, но относительно безопасны. Они имеют малую склонность к обратному удару, когда пила отскакивает назад и может даже вырваться из рук. Следовательно, на бытовых пилах разрешено активное применение исключительно низкопрофильных цепей, а вот специалисты выбирают «матерые» высоко профильные.

Ведущие звенья, оснащенные хвостовиками, обеспечивают движение цепи, передавая вращение от мотора через ведущую звездочку, а также фиксируют оптимальное  расположение цепи на пильной шине. При этом хвостовики передвигаются по особому пазу в направляющей шине. Второй функцией ведущего звена является равномерное распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Здесь следует подчеркнуть, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для пильной шины заданной длины, что облегчает верный выбор в соответствии с типовым размером. Соединительные звенья, полностью соответствуя своему наименованию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое.

На некоторых видах цепей звенья с режущими зубьями чередуются со звеньями с амортизаторами. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на буквально долю секунды останавливается, будучи зажатым между деревом и направляющей шиной. Если часть режущих звеньев заменить на гладкие амортизирующие со скошенным передним краем, то вибрация существенно снизится. Данные цепи конечно же менее продуктивны, но более безопасны, а также не склонны к эффекту «обратного удара».

Помимо формы звеньев цепи также различаются по шагу (то есть длине звена) и толщине хвостовика. Шаг цепи - это расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все реализуемые на международном рынке цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4", 0,325", 3/8", 0,404" и 3/4". Шаг 1/4" (6,35 мм) присущ можно сказать крохотным цепочкам, устанавливаемым на одноручные пилы, обладаюшие сравнительно малой мощностью.  Цепи с шагами 0,325" (8,25 мм) и 3/8"" (9,3 мм) - особенно распространенные варианты. Более 80% изготавливаемых по всему миру пил комплектуются именно ими. Шаги 0,404" (10,26 мм) и 3/4" (19,05 мм) ярко выделяют цепи с более крупными звеньями и повышенной эффективностью.

Чем будет больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем, соответственно выше ее продуктивность. Однако, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более сильная пила. Цепи с маленьким шагом имею также и свои достоинства - большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается намного аккуратнее и чище.

Толщина ведущего звена (хвостовика) - это второй по важности параметр. В процессе выполнения работ цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишнего «болтания». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза просто обязаны строго соответствовать друг другу, намного повышая надежность посадки цепи, а также максимально исключая вероятность ее «соскока». Существуют пять стандартных размеров: 1,1 мм (0,043"), 1,3 мм (0,050"), 1,5 мм (0,058"), 1,6 мм (0,063") и 2,0 мм (0,080"). 1,1 мм - столь тонкие ведущие звенья характерны для самых крохотных цепей и пил соответствующего размера. 1,3 мм - вероятно, особенно актуальный размер, присущий бытовым и полупрофессиональным цепям. На втором месте по рейтингу популярности - 1,5 мм, величина характерна для более сильных и весьма продуктивных пил. 1,6 и 2,0 мм - такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных моделей.

Шина предназначена для направления цепи. Вдоль всего торца имеется желоб, по которому проходят хвостовики ведущих звеньев - паз. В передней части шины традиционно располагается ведомая звездочка. В некоторых профессиональных моделях предусмотрена возможность ее замены. Для различных задач оптимальны самые разные шины: для валки и раскряжевки толстых деревьев - длинные (от 0,5 до 1,0 м), для обрезки сучьев - немного покороче (от 25 до 35 см). Впрочем, сменная гарнитура - это для специалистов, в «быту» сгодится «универсальная», длиной от 35 до 45 см. Значимую роль играет форма концевой части шины - у многих современных моделей она эллиптическая, что снижает вероятность обратного удара при встрече «зоны риска» (верхнего переднего сектора шины) с препятствием. На некоторых моделях бытового уровня имеется специальный кожух, закрывающий опасный сектор. Правда, толстое дерево такой пилой уже не спилишь.

Цепь и шина в процессе работы нуждаются в непрерывной смазке. Подача смазочного материала (моторное либо специализированное масло) должна быть постоянной, так как масло выдавливается из паза шины и практически моментально впитывается опилками. Чем быстрее вращается цепь, тем насыщеннее она должна смазываться. С другой стороны, когда мотор работает на «холостом ходу» и цепь неподвижна, смазка не требуется. Именно поэтому цепные пилы (как бензиновые, так и электрические) оснащают системой автоматической смазки. На некоторых пилах, традиционно профессионального или же так называемого фермерского класса, скорость его подачи поддается регулировке.

Для эффективной защиты оператора служит специальный тормоз цепи бензопилы: он должен среагировать и остановить пилу до того момента, когда шина долетит до человека. Время полной остановки цепи определяется двумя факторами - моментом включения и скоростью торможения. Существуют два метода включения: контактный и инерционный. Первый - когда при резвом «подскоке» пилы рука упирается в щиток, который в свою очередь соединен рычагом с тормозным механизмом. В инерционном тормозе рычаг смещается без контакта с рукой, по инерции (контактный метод в этом случае все равно присутствует - в качестве дублирующего). Ясно, что инерционный тормоз лучше - он быстрее и чувствительнее, способен работать даже при неправильном захвате. Однако, по своей конструкции он намного сложнее, и действительно надежный инерционный тормоз встречается не так уж часто. Причем порой заявленный как «инерционный» механизм на деле работает только как «контактный».

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: